Провансальский костюм: виды, традиции, наследие…
10.11.2018 в 17:13 / fragonard

Провансальский костюм: виды, традиции, наследие…

    

Прованс – французский регион, полный контрастов и имеющий разнообразный природный ландшафт, а его границы имеют естественное происхождение: реки Рона и Вар, Средиземное море и горы Альпы. Язык здесь – это своего рода «мостик», соединяющий разные территории. Но независимо от того, в какой части Прованса на нем говорят, провансальский язык невероятно богат литературно и многообразен.

Известен Провансальский приморский, ронский… Существовали такие его формы как альпийский или «гавот», а некоторые общины создавали даже свои диалекты, как, например, еврейское сообщество папских государств в Авиньоне и в Конта-Венессене.

По подобию разных диалектов языка обычаи и традиции в Провансе варьируются от одной деревеньки к другой. В костюмах наблюдаются разные вариации, хотя некоторые элементы повторяются и могут быть расценены как региональные отличительные черты. В зависимости от эпохи эти отличия в одежде могут быть более или менее заметны.

Главным образом выделяют три лингвистические зоны и три вида провансальского костюма: костюм приморского Прованса, костюм жителей Конта-Венессен и Арлезианский костюм.

Самый известный и узнаваемый - это костюм жительниц Арля, иначе говоря, арлезианский, окутанный мифами и легендами, нашедший свое отражение в произведениях литературы и искусства, и который, по мнению авторов 19 века, вышел из античного Рима.

Женщины, которые носят такой костюм, без их ведома будто становятся актрисами удивительных провансальских пьес, вышедших из под пера поэта Фредерика Мистраля, отстаивающего литературную самобытность Прованса и делавшего все, чтобы популяризировать провансальский язык. А длинные провансальские хороводы, увековеченные на картинах живописца Лео Леле (1872-1947), и в 20 веке напоминают о грации римских весталок (примеч.: Весталки - жрицы богини Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом).

Костюм из Конта-Венессен отличается своим головным убором (на греческий или на каталонский манер), некоторыми отдельными деталями, такими как узоры стежков, слегка разных на стеганых юбках и широкой лентой, часто из бархата, которой оторочен подол нижней юбки.

Костюм приморского Прованса представляет собой сильно отличающиеся между собой варианты в зависимости от географического нахождения, социального происхождения или даже профессиональной деятельности (торговка рыбой, цветочница…). Стоит отметить, что в одном только Марселе, одном из самых значительных городов региона, костюм варьируется от квартала к кварталу. Гравюры и рисунки 19 века являются тому подтверждением.

Во всех этих провансальских одеждах, будь то приморские, конта-венессенские или арлезианские, на первый план выходит любовь к цвету, к хлопковым изделиям с принтами, экзотике, вкусу к шику и творениям французской моды.

Сегодня уникальную коллекцию провансальского костюма можно увидеть в Музее Провансальского костюма и Украшений, собранную с особой любовью Элен Коста в Грассе, коллекционером и страстной поклонницей провансальского костюма. Элен начала собирать свою коллекцию в то время, когда подросшие дочери выпорхнули из родного гнезда. Страсть к провансальской одежде и тканям Элен унаследовала от своей двоюродной прабабушки Аделаиды, которая работала белошвейкой. Элен уезжала за многие километры в поисках самых красивых вещей, самых редких тканей и самых ценных украшений. И когда коллекция достигла таких размеров, что ее стало невозможно хранить дома, дочери Элен предложили матери создать музей и выставить уникальную коллекцию на всеобщее обозрение, чтобы такой красотой могли любоваться все желающие, а вместе с тем и передать людям страсть к Провансу и его истории через народный костюм.

Три ее дочери продолжили дело матери, пополняя уникальную коллекцию и бережно храня заветы родителей. В 2017 году Музей отпраздновал свое 20-летие. И по сей день, он является местом хранения уникальной коллекции провансальских нарядов разных эпох, редких тканей и необычных узоров. Сегодня музей имеет наиболее полное собрание экспонатов, датируемых началом 18 – концом 19 века.

Любовь к теме народного провансальского костюма с его богатыми и уникальными красками и узорами дала рождение коллекциям современной одежды и изделий из текстиля, а также предметов декора в провансальском стиле, разработанным и созданным в рамках Парфюмерного Дома Фрагонар, частью которого сегодня являются Анн, Аньес и Франсуаз Коста – три дочери Элен.